Центр Изучения Современности

Centre for Modernity Studies

Нация – как политическая мета-идентичность страны


Тезисы доклада, сделанного на Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы» 1-3 ноября 2010 года.



На основе концепции коллективной идентичности (Social Identity) развито логически выдержанное смысловое поле, в которое без потерь могут быть переформатированы все известные подходы к теории нации вместе с соответствующим эмпирическим материалом. В этом плане извечная дихотомия «примордиализм-конструктивизм» предстает лишь степенью обязательности вовлечения других (не политических) коллективных идентичностей в национальный миф.


Коллективная идентичность (КИ) – это устойчивый психосоциальный комплекс, ответственный как за самоотнесение индивида к группе, так и за принятие индивида группой за «своего». Наряду со всеми групповыми самообозначениями, каждая КИ включает в себя систему внутригрупповых ценностей, связанных с данными ценностями институтов (понятий, норм, стандартов поведения), набор характерных поведенческих паттернов, и другие элементы культуры. КИ бывают явно определенными (когда каждый индивид знает всех членов группы), и воображаемыми.


Нация понимается как воображаемая КИ, которая, в частности, должна обеспечивать единое коммуникационное пространство для вовлеченных в нее политических агентов общества, позволяющее им эффективно проводить делиберацию, т.е. согласовывать свои интересы, «делить» общественный пирог, и улаживать конфликты. Обязательным условием существования нации является также система институционального принуждения политических агентов к делиберации в мирном ненасильственном ключе, что невозможно без элитного консенсуса определенного качества. Последнее приводит к тому, что наличие нации является обязательным условием для демократического устроения политической системы общества, т.е. демократия невозможна вне национального государства (nation-state).


Понятие нации во многом определяет логику действий развитых стран в плане легитимации межгосударственных границ и признания новых государств. Развитый категориальный аппарат позволяет вскрыть данную логику, и прояснить причину западной «диглоссии» в трактовке статусов различного рода сепаратистских движений.


Становится понимаемой логика развития двух современных мета-национальных конструктов – общеевропейской идентичности и идентичности стран либеральной демократии. При этом последняя КИ явным образом фиксируется впервые.



(Автор: Крупкин П.Л.)

Опубликовано: Крупкин П.Л. Нация – как политическая мета-идентичность страны. // Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы» 1-3 ноября 2010 года. М.: РОС, 2010.


Слайды к докладу.


Оставить комментарий:

Captcha

Ваше имя:
E-mail: