Центр Изучения Современности

Centre for Modernity Studies

Социальный коагулят в иудейской традиции

Концепция социального коагулята прорабатывалась также и в иудейской традиции: «Есть в книгах мудрости такое понятие, как Эрев Рав (великое смешение, сброд). В наше время так определяется особо вредоносная прослойка внутри нашего народа, которая по сути является отбракованным инородным телом. Это наши шлаки, требующие испражнения.» (А. Эскин, частное сообщение)

 

Одна из интерпретаций Эрев Рав в иудейской традиции – инородческая. Считают, что это некоторые египтяне пристроились к уходящим евреям: «Когда при исходе из Египта происходили явные чудеса…, то это поразило и заставило задуматься многих, в том числе и египтян, и народы жившие тогда в Египте. … Вот они и обратились к Моше-рабейну (Моисею-учителю нашему) с просьбой провести им гиюр (переход в еврейство, когда человек заново рождается в ином духовном обличье). Моше обратился к В-вышнему с просьбой принять их. Создатель согласился: «Если ты того желаешь…» [Мендельсон]. «Читаем в Библии: “И смешение великое вышло с ними”. Египетский фараон внедрил в стан Израиля своих язычников. Именно они зачинали роптание в пустыне и строительство золотого тельца. … Про приставших египетских язычников говорится, что перемешались с Израилем, и в каждом поколении они нас тянут обратно в Египет.» [Эскин]

 

Однако со временем возникла интерпретация и не связанная с «враждебной кровью»: «Со временем и вовсе перестали говорить об этнической обособленности Великого Смешения, а определяли его внедрившейся в наш стан нечистью. Немало сказано про них в Талмуде, а особо подробно в Зоаре и более поздних тайноведческих книгах.» [Эскин] «Эрев рав смешался с евреями на протяжении более трех тысячелетий. Многие имеют “родовые” супереврейские фамилии, имена и отчества, но духовная суть Большого сброда осталась прежней.» [Мендельсон]

 

Смысл Эрев Рав в иудейской традиции – это «стать последним испытанием для евреев перед приходом Мессии». «Чтобы понять глубину понимания наших времен святителями Израиля, обратимся к Тиккуней Зоар. Две тысячи лет прошло почти с тех пор, как нам открыли таинство эпохи приближения Мессии. В конце шестьдесят девятого раздела Великое Смешение там приравнивается к Амалеку: “Амалек — это первенцы Египта, Великое Смешение, замешанное в Израиле, про который говорится: “Сотри память об Амалеке”. … Виленский Гаон про них пишет в толковании к приведенным словам, что утвердятся они первенцами и главарями Израиля в предмессианскую пору. … Их задача, согласно мудрецу, в объединении Эсава с Ишмаэлем против исконного Израиля и Мессии. Войну против Великого Смешения он определяет одной из основных задач предтечи спасителя из дома Давида — Мессии из дома Йосефа.» [Эскин] «Перед входом в Землю Израиля Эрев Рав, узнав, что им не будет наследных участков в Эрец Исраэль, обратился с жалобой к Моше-рабейну: “Это же несправедливо…” ”…зато перед приходом Машиаха (Помазанника, Избавителя) вам будет принадлежать вся власть… ”» (- ответил им Моисей – ПК) [Мендельсон]

 

Библиография:

Мендельсон Э.Д. Эрев Рав (Большое сборище). // World.Lib.ru, 17.02.2009. URL: http://world.lib.ru/m/mendelxson_e_d/nastoiashchee-14.shtml.
Эскин А. Великое смешение. // Литературная газета, 26 февраля – 4 марта 2003. №8 (5913). URL: http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg082003/Polosy/art15_1.htm.

 

(Синтезировал: Крупкин П.Л.)


Оставить комментарий:

Captcha

Ваше имя:
E-mail: