Центр Изучения Современности

Centre for Modernity Studies

Ростовская локальная идентичность

 

1. Центральное место:

Весь центр города значимое место – старая архитектура. Ул.Большая Садовая – главная улица, идущая через центр города параллельно Дону и набережной. Тут главные административные здания, Парк Горького, др. Дальше от Дона – ул. Пушкинская – пешеходная (частично). Тут мамы с колясками, бабки с собаками, место прогулок, всяческих музыкантов бродячих, молодежи. Главный корпус университета рядом, университетская библиотека, студенты. Донская публичная библиотека там же – огромное причудливое здание, тоже что-то официальное время от времени проводится. Набережная – во-первых, старая, во-вторых, место массовых прогулок. Затем, на краю старого центра, – Театральная площадь. Последние годы там проводятся всяческие праздничные мероприятия, созерцаются салюты. На площади – театр им. М.Горького. Знаковое здание в форме трактора, шедевр советской архитектуры. Дальше Театральной площади вверх по Дону – армянская Нахичевань – второе историческое ядро города.

 

Следует отметить Собор (Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы) — памятник архитектуры, относительно старый (19 в.) Расположен в центре (ул. Станиславского), рядом с Центральным рынком (тоже раньше было важное место, когда рынков было мало, сейчас просто один из базаров). Церквей вообще довольно много.

 

Значимые (и воспринимаемые с юмором) памятники, связанные с историей Гражданской войны – огромная Тачанка на въезде в город и памятник Первоконникам (скульптор Е. Вучетич) в центре города (площадь Советов). Примерно на этом месте раньше стоял Александро-Невский кафедральный собор, разрушенный в нач.30-х. Сейчас там маленький памятник этому собору.
Левый берег Дона (Левбердон) – традиционное место развлечений и всяческих коллективных безобразий.

 

2. Представления о локальной географии:

Во-первых, Ростов – это Юг, ворота Юга. Т.е. что-то яркое, солнечное, радостное.

 

Во-вторых – это Степь: просторы, свобода, величие.

 

В-третьих – это Дон.

 

Ростов – это центр. Центр Степи, центр Южного региона, интеллектуальный центр. Ростов равновелик Москве, которая «где-то там», а может быть еще и круче. Гораздо ближе – т.е. постоянно «виден» – Кавказ. Где-то тут под боком есть еще и море…

 

Там, недалеко, есть еще альтер-эго Ростова – Краснодар. В Краснодаре – все хуже, там живут жлобы, глупые и недалекие.

 

3. «Боги», сакральные символы, ценности (все то, поругание чего вызывает негодование):

Сам город: Центр с его старой архитектурой, Набережная Дона, Нахичевань; «Первоконники», «львы» возле банка в центре города, другие памятники в центре.

 

Столичность: Ростов – это столица Южного региона, ворота Юга. Он равновелик Москве, а где-то даже круче. Ростов – очень значимый город в России.

 

Православие: Христианские праздники, Собор, многочисленные церкви.

 

«Раки» – обязательное блюдо для приезжих и знаковых моментов в жизни горожан.

 

Марихуана – относительно свободный доступ и распространенность употребления.

 

Чуть менее универсально: Вертолетный завод («Роствертол») и Ростсельмаш – символы индустриальной эпохи; «воспоминание о прошлом» – Университет (РГУ – Ростовский государственный университет – был очень славен, но слава увы была утрачена при преобразовании его в ЮФУ – Южный федеральный университет).

 

4. Мифы самостояния / гордости собой:

Ростовчане – народ себе на уме, ушлый, хитрый, хваткий, предприимчивый, «на ходу подметки режут». Ростовчане – люди деловые, самодостаточные, могут все «разрулить», решить любую проблему. Ростовчане знают, что извне их считают чрезмерно агрессивными и жесткими, и прощают внешним людям такое недопонимание.

 

Ростов – город самодостаточный – как экономически («Когда вымерли комбайны, у нас еще остались торговля зерном, дипломами, производства вертолетов и обуви…»), так и культурно («в Ростове вообще есть все, что надо!»). Ростов – интеллектуальный центр Юга.

 

Ростов – город полиэтничный, и «мы знаем, как уживаться с другими, как себя правильно «поставить»». Прошедшие Чечню (те, кто там воевал) рассказывали, что их там уважали больше, чем других, поскольку они «из Ростова».

 

В Ростове самые красивые девушки…

 

5. Ритуалы:

День Победы (май) и День города (сентябрь) – основные общегородские праздники.

 

Ежегодные губернаторские собрания для местной элиты в январе (около 500 человек), ежегодные Дмитриевские Рождественские чтения, организуемые церковью.

 

Для любителей спорта – обильная спортивная жизнь (футбол, гандбол, борьба, гимнастика). Заметны разные религиозные праздники – христианские, мусульманские. Есть свадьбы – обычно очень шумные и обильные.

 

В частной коммуникации обычны выезды на природу с шашлыками, на дачи, на рыбалку, а также – пиво, поедание раков, угощение раками приезжих, курение марихуаны.

 

6. Пантеон героев – реальных и мифических:

Анонимная группа «знаменитые люди»: «Очень много знаменитых людей были уроженцами Ростова» – без особой конкретизации по персоналиям.

 

Во втором ряду просматривается М. Шолохов – хоть и не ростовчанин, но «наш». Есть скульптуры его героям в разных местах. В интеллигентских кругах чтут Ю. Жданова (бывший ректор университета), М. Петрова (культуролог и философ, работал в университете в период преследований – благодаря заступничеству Ю. Жданова). Из «генералов индустрии» – М. Нагибин – покойный директор вертолетного завода.

 

7. Структура сообщества:

– отстраивается вокруг анонимной символической группы «много знаменитых людей – уроженцев Ростова», вокруг которых также выделяется группа «тех, кто управляет городом и жизнью, причем много ворует». Сообщество горожан подразделяется по районам проживания, в нем также видны такие подгруппы, как военные, казаки, армяне (ростовские армяне – это не армянские армяне!), кавказцы, мусульмане, евреи. К «понаехавшим» отношение относительно спокойное, там различимы как кавказцы со среднеазиатами, так и русские – «деревня». Наличествует стандартный южный изгой – сообщество цыган.

 

(Автор: П.Л. Крупкин)


Оставить комментарий:

Captcha

Ваше имя:
E-mail: