Центр Изучения Современности

Centre for Modernity Studies

Крупкин П.Л., Морозова О.С. Рязанская локальная идентичность. // Центр изучения Современности, 14.11.2014.

 

Рязанская локальная идентичность

П.Л. Крупкин, О.С. Морозова

 

1. Центральное место:

«Географический» центр города – это пл. Победы с ее торговым центром, близлежащими магазинами, фонтаном и вечным огнем. Другая центральная точка – Театральная пл.

 

«За душу» же рязанцев держит Кремль со своими музеями, близлежащей Соборной площадью, аллеей, памятником С. Есенину.

 

Сергей Есенин – это основная символическая ценность Рязани, потому Константиново (есенинский мемориальный комплекс в 70-ти км от города) – это безусловная часть города. Особо следует отметить в Константиново виды на окские просторы.

 

Во втором ряду стоят дом-музей И. Павлова, музей ВДВ, Ока.

 

2. Представления о локальной / символической географии:

«Рязанский диполь» Рязань-Константиново с соединяющей их дорогой и Окой. На Оке же, чуть в сторонке от центральной точки «диполя», еще есть Пощупово с его монастырем и источником.

 

За Окой от города есть Солотча, место отдыха рязанцев. Солотча в общем-то прям напротив Пощупово – если «перенестись» и через Оку, и через окские старицы.

 

Рязань – это город вблизи Москвы, но не Подмосковье. К Москве у рязанцев в общем-то эмпатия – там живут и работают те, кто преуспели в жизни, включая и многих из самих рязанцев. Москва – символический горизонт их биографии.

 

Где-то чуть дальше Москвы – теплые моря с их пляжами (Египет, Турция, прочие морские курорты).

 

3. «Боги», сакральные символы, ценности (все то, поругание чего вызывает негодование):

Ярких эмоций здесь не вызывает ничто: Рязань – это обыкновенный город для обыкновенных людей.

 

Однако есть ярко выраженный центральный символ города – это С. Есенин. Второй ряд – И. Павлов и ВДВ.

 

4. Мифы самостояния / гордости собой:

Рязанцы – люди ничем не примечательные, продукт длительной «перевалки», когда самые активные и способные уезжали в Москву, замещаясь людьми из области. В основном рязанцы «плывут по течению», много среди них тех, кто «алкаши и наркоманы».

 

Рязань – это прежде всего провинция, маленький город под боком большого мегаполиса, «высасывающего» все энергичное. В Рязани спокойно, тихо, все близко, нет суеты. При том: город серый, некомфортный, практически без зелени. Город проблемный: регулярно стоит в пробках, грязная промышленность (Нефтезавод, Кожзавод, Химволокно и др.) постоянно «пованивает».

 

«Рязань в 90-х гремела своей преступностью!..» Другой истории тут нет.

 

Есть миф, что Салтыков-Щедрин писал свой «Глупов» с Рязани.

 

5. Ритуалы:

Основные общегородские праздники: День Победы (май), День города (август), Новый год, Первомай. Организация праздников – слабая, в основном – для детей и молодежи.

 

Из разовых событий общегородское чувство хорошо задел праздник Олимпийского огня. Было еще одно трагическое событие со сходным эффектом – гибель десантников в глупом ДТП, когда в отряд на марше врезался грузовик.

 

В частной коммуникации рязанцев обычны выезды на природу, на дачи, на рыбалку.

 

6. Пантеон героев – реальных и мифических:

Во главе всего – поэт Сергей Есенин. Чуть «в отдалении» – ученый-физиолог, нобелевский лауреат Иван Павлов.

 

7. Структура сообщества:

«Ядро сообщества» пустое – «лучших людей города» народ в Рязани не «видит». Сами же обыкновенные горожане вполне себе гомогенны, себя никак не подразделяют. Барьер «вступления в «свои»» низкий.

 

Из постоянно обитающих в городе «чужих» горожанам видятся лишь «гастарбайтеры» (узбеки, таджики).


Оставить комментарий:

Captcha

Ваше имя:
E-mail: